Мини-футбольный клуб КПРФ

ИВАН МЕЛЬНИКОВ: "МЫ БУДЕМ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВОЕЙ МОДЕЛИ"

Приближается начало подготовки к новому спортивному сезону. Соблюдая ежегодную традицию, пресс-служба СК КПРФ побеседовала с основателем клуба Иваном Мельниковым-старшим.

- Иван Иванович, не обойтись без обязательного вопроса: какая Ваша оценка итогов прошлого сезона для клуба?
- Для первой команды оценка, конечно, неудовлетворительная. У нас было три цели: чемпионат, Кубок, и Лига Чемпионов. Ни одна не достигнута, ответ очевиден. Но все же мы вошли в восьмерку сильнейших команд Европы. В условиях очень серьезной конкуренции чемпионом Высшей лиги стала команда «КПРФ-2». «Красная гвардия» вернула нам золото чемпионата Москвы. Очень большой импульс к развитию получили детско-юношеские секции в Москве и Каменске-Уральском. Так что для клуба в целом сезон не блестящий, но достаточно сбалансированный. Да и насыщенный, интересный. Так вышло, что в течение всего-то одного полугодия мы сыграли с двумя лучшими европейскими клубами последних трех лет – с «Барселоной» и «Спортингом». Уникально для нашей истории. Плюс сделали вклад в репутацию отечественного футзала. За последние пять лет наша бронза Лиги Чемпионов – единственные медали России в этом турнире. Смотрелись мы в этой рубке неплохо, заработали международный авторитет.

- И играли, по мнению многих, не без шансов пройти «Барсу» и «Спортинг». Что помешало?
- Комбинация причин: и нехватка опыта, и сила соперника, и моменты невезения, много всего. Но я лично обращаю внимание на другое. Если внимательно пересмотреть обе эти игры: в каждой мы проигрывали начало. Не справлялись с первым натиском, потом искали игру, выравнивали, догоняли. Можно казенно списать на концентрацию. Но, думаю, в значительной степени мы были отражением нашего чемпионата, своей среды. Сколько у нас матчей, где все начинается с долгой раскачки на небольших скоростях, с привыкания к сопернику? Все осторожничают, ждут чужих ошибок, стремятся сыграть до верного. Обороты включаются тогда, когда одной из команд нужно отыгрываться. Еще лучше, если остается мало времени. Там уже все и бегают, и бьют, и бьются. А посмотрите испанскую лигу, я почти полностью посмотрел плей-офф: они с первых секунд носятся по всей площадке на предельных скоростях, лупят с любой более или менее удобной позиции, мгновенно переходят из обороны в атаку. Считаю, нас подвел этот элемент – состояние в дебюте. Но дело это общее, хотелось бы, чтобы нацеленность на ворота и интенсивность игры в Суперлиге возрастали.

- Сейчас идет серьезное обновление состава МФК КПРФ, некоторые любители футзала метали гром и молнии, что «нужно было это делать год назад».
- Мечут у нас гром и молнии, как правило, не те, кто болеет за наш клуб, так что это не столь важно. Возможно, влияют компьютерные игры, где игроков можно тасовать с помощью пульта управления. Но в реальном мире есть юридические соглашения и человеческие отношения. Все происходит тогда, когда это возможно и когда это нужно, а не когда кому-то хочется. Вот, вообразите, команда выиграла чемпионат России, через полтора месяца ей играть в Барселоне. Рискнете что-то сильно менять? Есть у вас такое моральное право? А есть ли в этот момент адекватные замены? Те ребята прошли большой путь к победам, и я не жалею, что мы практически не тронули чемпионский коллектив. Да и не считаю, что дело было только в вопросе обновления.

- А в чем главная причина?
- Не успели перестроиться психологически. На словах это легко, теоретически понятно, а на практике не получилось. Сезон 2019/2020 для нас завершился в начале сентября. У команды практически не было перерыва, чтобы «перезарядиться», переварить свой новый статус, зайти в новый сезон со свежими эмоциями. Все соперники стали настраиваться на нас как на последний бой, а мы не были достаточно «голодными». Это не отговорка, это во многом и недоработка, не найденные ключи к нестандартной ситуации.

- Казалось, после серии с «Газпромом» команда набрала ход. Но противостояние с «Синарой» завершилась всухую.
- Да, мне тоже так показалось. Вся серия с Югрой была великолепной, с обеих сторон. Был оптимизм перед полуфиналом с «Синарой», он был оправданный. Мы и начали так, как умеем. Но если команда, которая хочет стать чемпионом, ведет на выезде в Екатеринбурге 3-1, а затем отдает этот матч, то претендовать на защиту титула чемпиона сложно. Еще и в обстановке не самого объективного судейства. Одно дело – пара спорных моментов, какая-то ошибка. Другое дело, когда все тонкие решения, влияющие на результат, принимаются в пользу соперника. Для наметанного глаза это легко считывается. Именно такое судейство спровоцировало и всё то, что потом случилось в Климовске с градом красных карточек. Так что по этому вопросу я останусь и со своим ощущением, и со своими выводами. Кстати, Паулиньо после дозволенной в Екатеринбурге «игры в кость», скорее всего, пропустит и начало нового сезона, а то и больше.

- «Синара» заслуженно стала чемпионом?
- Думаю, да. Весь сезон у них была высокая игровая дисциплина, особенно здорово действовали в защите. Блестящую форму набрал один из лучших игроков мира Сергей Абрамов, это тоже сыграло роль. Заметна заслуга тренерского штаба: было большое разнообразие результативных стандартов, находили тактические противоядия против сильных сторон соперников. Единственное, что слегка бросает тень на их успех, это их воинственность. Я с большим уважением отношусь к теме воспитанников, феномену их школы. Но ровно до той границы, пока болельщики «Синары» не превращают самобытность своего клуба в предмет для конфронтации. А нынешнее чемпионство уральцев привело к какому-то выплеску кичливости и негатива в сторону соперников. Как будто они играют не ради победы, а для того, чтобы что-то кому-то доказать. А что доказывать? Они сами выбрали эту модель, у них есть для нее условия, они делают на нее ставку. Молодцы. Действительно являются одной из важных основ российского футзала. Но на этом нужно остановиться и не поучать других, как строить клуб и команду. Они работают в особенных условиях. Уральская земля богата футзальными талантами, там изначально большие традиции, мини-футбол является центром притяжения молодежи. Другие, в том числе мы, в меру того, что позволяют наши условия, тоже занимаемся подготовкой молодежи. Но у нас не было и нет цели сделать из нашего клуба какой-нибудь «Атлетик» из Бильбао, где больше века играют только баски. Это же клубные соревнования, и во всем мире амбициозные клубы комплектуются интернационально с тем или иным лимитом. Ни разу во время испанского финала «Барселона» - «Леванте» или португальского «Спортинг» - «Бенфика» не слышал, чтобы высчитывали «легионеров» и вообще использовали это слово. Или говорили бы, что Иван Чишкала в «Бенфике» занимает место какого-нибудь португальского юноши и мешает футзалу этой страны. Сочетание своих и иностранных игроков, если нет перегиба, – это нормально, это интересно, это и отличает клубы от национальных сборных, где все должны играть футболистами своей страны.

- Но не везде играют…
- Не везде. Эта тенденция мне как раз не нравится. Ни в большом футболе, ни в мини-футболе. Это лишает смысла тот замер, который является целью чемпионатов мира и Европы – посмотреть уровень и силу сборной игроков твоей страны, которые съезжаются в нее из разных клубов. Вот у тебя есть сильный игрок слева, сильный справа, но нет сильного столба и вратаря. Ну, извините, значит, не появилось в стране такого футболиста, играй так, как есть, и получи свой результат. Это не должно приводить к мысли, что игрока можно «где-то взять». Я еще готов понять то, как это происходит со сборной России или сборной Казахстана: привлекаются те, кто долго играет во внутреннем чемпионате, много прожил в стране, знает язык. Это хотя бы органично. Однако тот тренд, который показали сборные Грузии и Армении, с моей точки зрения, перебор. При всем уважении к этим странам и их федерациям – конвейер искусственной натурализации выхолащивает смысл из института сборных. И что покажет такой замер? Но есть ведь и другие примеры: сборная Финляндии. За счет своих сил сделала огромный рывок. Значит, это возможно.

- Вернемся к клубу. Из МФК КПРФ ушли сразу семь игроков, не вызывает опасений, что многое придется выстраивать заново?
- Слово «ушли» частенько используется болельщиками, но оно не очень точное, чересчур категоричное. Всё обсуждается заранее и совместно. Жизненные обстоятельства, наша оценка игрока и его самооценка, планы клуба по внесению изменений в состав, – всё берется в расчет с индивидуальным подходом. Нам было очень жалко расставаться со всеми, особенно с теми, кто с нами давно. Но пришло время для перемен, в том числе: мы сделали команду менее возрастной. Игроки в районе 35-ти лет и выше могут быть. Но если это приобретает массовый характер, то есть опасность решать совсем не те задачи, которые мы ставим. Это другое время для восстановления, другой травматизм, другие мотивации. Сейчас средний возраст первой команды будет в районе 29-ти лет, это оптимально. Кроме того, те же Артем Ниязов и Янар Асадов уже не «молодежь». Они ведущие в команде по итогам прошлого года, уже отлично закалены разным опытом и могут брать на себя внутрикомандные лидерские функции, которые были у Лина, Ромуло, Глеба Разоренова. Да и новичкам советую не робеть. Главное: как можно скорее перестать делиться на «новичков» и «не новичков» – и стать цельной командой.

- Пока еще на стали, все же поговорим о «новичках». В трансферной кампании удалось все задуманное?
- Мы ее начали фактически еще в феврале. Большой анализ был проведен. Работали руководители клуба, тренерский штаб, наш небольшой «думский штаб». Намечали кандидатуры, обсуждали. Стараемся принимать такие решения консенсусом. Могу сказать, что процентов на восемьдесят мы задуманное выполнили. Мы хотели сделать команду быстрее и агрессивнее. Если посмотреть на тех, кто к нам приходит, думаю, это должно получиться. Кроме того, как это происходит всегда, мы смотрели на человеческие качества. Важный момент, потому что это вопрос силы духа и волевого потенциала всего коллектива. Семуков в «Новой Генерации» пользовался большим авторитетом, был капитаном, надежный парень. Илько – талантливый, с амбициями, горящими глазами. Крыкун – лицо белорусского спорта, порядочный, открытый человек. Баталья пробил себе дорогу с самых низов, знает жизнь, и что особо приятно, едет к нам из «Коринтианса» – в каком-то смысле морально близкого клуба. Его принято называть «народной командой», так как в своей истории он первый стал привлекать в команду представителей бедных слоёв населения. Соответственно, болельщики его в основном левых взглядов, и они очень приветствовали, что он едет в клуб с серпом и молотом. Что касается Эстебана, открою небольшой секрет. Помимо того, что он сам по себе обращал внимание своей игрой, серьёзную рекомендацию и наводку дали Лин и Рауль. Весной они принимали участие в анализе вариантов, как укрепить команду после их ухода. Их неравнодушие к будущему клуба было приятным, считайте, оставили нам преемника. Если говорить о Шимбинье, то он парень бывалый, где только не играл. Но какие бы слухи ни появлялись вокруг этого трансфера, могу сказать две вещи. Это было очень нелегко с точки зрения той конкуренции, которую мы выдержали, и того терпения, которое нам пришлось проявить. В переговорах нам действительно очень помог его интерес к нашему клубу. Он играл с нами в «Финале четырех», близко видел команду в рамках «Финала восьми». Без его симпатии к клубу – остального было бы недостаточно.

- Про «остальное» сейчас запустили слухи, что засыпали деньгами, ссылаются на «некоторую информацию» с конкретными суммами.
- Нет, это глупости. Вы же можете допустить, что функционеры клубов, из которых игроки уходят, могут для своих болельщиков искать таким решениям более комфортную интерпретацию? К примеру. Или что кто-то из экспертов хочет побравировать своим знанием деталей и берет эти детали «с потолка»? Конечно, у нас и были, и есть варианты, где нам предлагают кого-нибудь «засыпать». Но руководители нашего клуба из таких переговоров выходят. Ресурсы наши ограничены, все должно быть солидно и адекватно. Те, кто в публичном пространстве затрагивают эти вопросы, зачастую плохо представляют, как вообще все устроено. Бросаются фразами вроде: «легко накупить». Попробуйте – «накупите». Сначала найдите тех трех из трехсот, кто действительно нужен, полезен. Потом столкнитесь с этой сложной системой: законодательством других стран, офисами клубов, агентами, со всеми подвохами и нюансами. Это достаточно жесткий подводный мир, где много интересов. Но мы научились там работать. Некоторые, вот, удивляются, что мы даем информацию об изменениях в составе гораздо позже того, как она появляется у источников. Да там еще никакая не информация. В нынешнем году доходило до смешного. Как только сообщалось о том, что Шимбинья переходит в КПРФ, в реальности – все переигрывалось и срывалось. Как только сообщалось, что он остается в «Барселоне», он как раз был максимально близок к переходу в наш клуб. Так что призываю всех к терпению.

- Появится ли еще кто-то «изнутри системы» в первой команде?
- Переход игроков внутри нашей системы из команды в команду остается важной целью нашей работы. Успешность этой «внутренней селекции» для меня особый момент в оценке тренерских штабов. Работа эта строится всегда через риск, у кого-то не получается заиграть на ступень выше. Но нужно пробовать. Хочу поздравить Али Абдусаламова и Максима Синельщикова с тем, что они впервые переведены в «КПРФ-2». Сейчас Высшая лига, особенно наша западная зона, соревнование очень зрелищное, конкурентное, к нему приковано большое внимание. Конечно, очень жалко, что выпадают хорошие команды вроде «Бурения», «Алги», проблемы у «Северной Двины». Но радуют такие проекты как «Ростов», «Спартак-Донецк». Это очень хорошо для развития футзала в южной части страны. Что касается первой команды, то в ее рамках продолжат развиваться Влад Мерлушкин и Олег Безруков, и знаю, что Бесо Гурамович планирует взять на сборы первой команды еще несколько игроков из «КПРФ-2». Мы заинтересованы в этом круговороте. Теоретически никто не против того, чтобы даже из «Красной гвардии» можно было попасть сразу в первый состав. Было бы здорово. В Суперлиге есть примеры, когда заиграли в 19-20 лет. Но в то же время: «молодой игрок» не должность и не титул, за который тебя нужно пропускать вверх. Мы болеем за ребят, мы радуемся, когда они попадают на ступень выше. Но дальше – лирика кончается, ставки высоки. И либо ты играешь роль в достижении результата, доказываешь, что готов на этом уровне, либо робеешь, боишься что-нибудь испортить, и тогда – «извините». Но, конечно, и тренерам надо устраивать проверки получше, чем три минуты в концовке, когда счет уже ясен.

- На «Талантах России» удалось кого-то присмотреть?
- Это лучше спросить у наших специалистов. В этом году важен сам факт, что мы в условии строжайших ограничений сумели вообще провести этот турнир, да еще самый массовый в истории. Было под сорок команд, да и то – мы еще и не всех желающих могли принять. Считаю, хороший уровень показали ребята. Приятно, что все больше региональных команд играют на регулярной основе, добиваются результатов в своих субъектах на уровне области, города. А что касается талантов, то прямо сейчас у нас нет большой потребности в молодежном возрасте, есть целая линейка красногвардейцев. Больше нужно смотреть в сторону юношескую, на свои секции. Время идет, ребята растут. Не случайно, Бесо Зоиде нашел время лично съездить в Каменск-Уральский, там при нашей поддержке ведется большая работа.

- МФК КПРФ сейчас в каком-то смысле проходит исторический рубеж. Позади 10 сезонов в Суперлиге. Начинается 11-й.
- Да, действительно десять. Сейчас уже можно увидеть фразы «болею за МФК КПРФ с детства». Руслан Курбанов и Артем Ниязов устроили розыгрыш футболок, там один парень так и написал. Это, может быть, самое дорогое, что мы наработали.
Проходя через разные испытания, включая и прошлый сезон, мы чувствовали поддержу, причем не формальную, а такую, которая придает сил. Причем со всей страны. Мы все-таки команда со своей спецификой: с одной стороны, привязаны к Москве и Московской области, с другой – с общероссийским размахом, у нас болельщики есть везде, и это не только активисты КПРФ, а самые разные люди.
Мне нравится, что в начале своего пути мы застали время, когда для выхода в плей-офф мало было занять 8-е место среди 9-ти команд, надо было пробиваться среди 12-14 команд. Сражались за это долго, конкурируя с целой группой соперников. И потом каждый новый шаг вперед тоже был сложным и трудовым. Как и сейчас, защита титула с первого захода пока оказалась не по зубам. Но мы постараемся сделать новое восхождение.

- Непривычно будет без Лиги Чемпионов?
- Конечно. Хотя, объективно, в нынешнем сезоне этот турнир может оказаться в тени двух больших международных турниров – Чемпионата Мира и Чемпионата Европы. Да и у нас немало сборников, возможно, было бы многовато фронтов. Эта пауза в участии поможет клубу поработать над собой, чтобы хорошо провести сезон.
А нашей национальной команде, тренерскому штабу Сергея Скоровича, всем ребятам из всех клубов, я хочу пожелать хорошей подготовки и успешного Чемпионата Мира. Теперь он проводится реже, событие супер значимое. Будем переживать и болеть, зная, что у нас достаточно и мастерства, и опыта, чтобы решить самую серьезную, самую главную задачу.